Первые шаги в виндсерфинге

Что это за зверь такой?

Вот он лежит на берегу, лоснясь бортами, топорщась какими-то лопастями и шелестя парусом. Сразу видно, что доска и парус это две разные детали и их можно отделить друг от друга. Парус (sail) натянут на мачту (mast). Ручка, за которую вы будете держать парус прикреплена к мачте и называется - гик (boom). В месте крепления гика к мачте привязана толстая, узловатая веревка - старт шкот, за нее вы будете на первых порах поднимать парус из воды. Место, которым мачта крепится к доске называется - шарнир (mast foot), а соответствующее гнездо в доске - степс (steps).


Комментарии к картинке:
1 - Брайан Талма (виндсерфер :-) - на нем надета трапеция (harness);
2 - гик (boom);
3 - старт шкот;
4 - шарнир (mast foot);
5 - часть паруса - задняя шкаторина;
6 - петли для трапеции;
7 - логотип F2 ;-)
Брайан Талма на F2 Air с парусом Arrows Warrior.


Верхняя поверхность доски называется палубой, нижняя - днищем. Примерно посередине доски из днища на некоторых досках торчит лопасть - шверт (dagger, sword). Шверт нужен для того, чтобы идти против ветра и может убираться внутрь доски или выпускаться наружу. Для этого не нужно нырять в воду или вытаскивать доску на берег, достаточно нажать ногой на верхнюю часть шверта, выступающую над палубой. Передняя часть доски называется носом, а задняя кормой. Степс всегда находится ближе к носу от шверта, а шверт, соответственно, ближе к корме от степса. (Кстати, прорезь в доске под шверт называется швертовым колодцем). Ближе к корме из днища торчит еще одна маленькая лопасть - плавник (fin), он будет помогать вам держать прямолинейное направление движения (курс).


Комментарии к картинке:
1 - часть паруса - head;
2 - мачта (mast), часть паруса - мачтовый карман (luff);
3 - части паруса - камберы (cambers);
4 - часть доски - нос;
5 - часть доски - палуба;
6 - плавник (fin);
7 - часть доски - корма;
8 - Энт Бэйкер (виндсерфер) - на нем тоже трапеция (harness);
9 - часть паруса - шкотовый угол;
10 - парус (честно :-);
11 - часть паруса - лата (battern).
Брайан Талма на F2 Air с парусом Arrows Warrior.


И что же с этим делать?

Не надо стремиться сразу же броситься в бурные воды, как говорится "без руля и ветрил". Сперва вам необходимо научится готовить доску к подъему паруса, а потом и к старту. А это означает, что вы должны научиться:

1. определять откуда ветер дует;
2. переносить доску в сборе с парусом;
3. забираться на доску;
4. правильно стоять на доске;
5. проворачивать доску до подъема паруса - в так называемое базовое положение;
6. поднимать парус из воды;
7. правильно стоять на доске с поднятым, но еще не наполненным парусом - положение дрейф;
8. вращать доску на месте при поднятом парусе, в положении дрейф.
И все это без опоры на дно, только с помощью собственных сил, ветра и паруса.

Откуда ветер дует?

Для виндсерфера нет ничего важнее ветра. Он наш друг и союзник, хотя иногда и кажется, что наоборот. Парус - наш двигатель, а ветер - наше горючее. Вам не удастся сделать ничего наперекор ему, только в согласии с ним. Первое, что делает хороший виндсерфер, выходя на берег - определяет откуда дует ветер. И в дальнейшем занимается этим непрерывно, все время, пока он на воде. Ветер ощущается кожей, слюнявым пальцем, виден по ряби на воде, деревьям. С ростом опыта решение этой задачи станет привычным делом.

Как забраться?

Забираться на доску нужно всегда со стороны, противоположной той, с которой лежит парус, иначе вас может зажать между парусом и доской, брошенной случайной волной.

A. Подплываете к доске;
B. Кладете руки на палубу;
C. Поднимаетесь силой рук вверх, помогая интенсивной работой ног, заканчивая прыжком на колени;
D. Ловите старт-шкот;
E. Опираясь о старт-шкот, встаете на ноги.

Стоим на доске.

Забравшись на доску, вам нужно сразу же занять устойчивое положение, предполагающее последующий подъем паруса.
- ноги на ширине плеч, степс точно между ног - это очень важно, если вы сделаете не так, то при подъеме паруса доску будет закручивать, причем вы даже не сможете понять почему;
- передняя часть стопы на осевой линии доски, ни в коем случае не заступайте за осевую линию на сторону паруса, это может привести к падению верхом на мачту;
- держитесь за старт-шкот.
Обратите внимание на то, что про положение доски относительно ветра мы пока ничего не говорили.

Ориентируем доску для подъема паруса в базовое положение.

Безопасно поднять парус можно только при положении доски, перпендикулярном к направлению ветра, парус при этом должен находиться со стороны борта, противоположного тому, в который дует ветер (на подветренной стороне). Учитывая, что на воде исходное положение может быть каким угодно, нам придется пользоваться некоторыми приемами для разворота доски и паруса в нужное положение.

Вращение доски относительно паруса (не поднимая оного).

Стоя на доске, вы можете вращать доску относительно паруса, в определенных пределах, конечно. Для этого нужно натягивая старт-шкот перенести вес на ту ногу, которую мы хотим, вместе с доской провернуть к парусу. Этот прием используется в основном для поддержания перпендикулярности паруса (мачты) и доски перед и в процессе подъема паруса.

Подготовка к подъему паруса.

Итак, забравшись на доску, произвольно лежащую не воде, вы:
- вышеописанным приемом добиваетесь перпендикулярности доски и паруса;
- затем, натягивая старт-шкот, слегка отрываем парус от воды;
- поддерживая перпендикулярность доски и паруса, ждете пока ветер не развернет всю систему из вас, доски и паруса в базовое положение.
Если вы все сделали правильно, через некоторое время доска сама займет положение перпендикулярное ветру, парус, следовательно, будет ориентирован по ветру. Все, вы в базовом положении.

Поднимаем парус.

Если вы готовы поднять парус, то надо это сделать! :-) Тяните за старт-шкот вверх, выпрямляя ноги, используя спину и вес тела. Не тяните на себя и вниз - вы пытаетесь согнуть, сжать мачту - не выйдет, мачта штука крепкая. Следует быть готовым к тому, что как только парус оторвется от воды его сопротивление резко уменьшиться - есть опасность упасть назад. Как только парус оторвался, дальнейший подъем осуществляется только силой рук, перебирая по старт-шкоту. Как только добрались до передней оковки гика, переходите в положение дрейф.

Положение дрейф.

Стойка в положении дрейф отличается от всего, что вы делали до сих пор. Парус поднят и свободно полощется по ветру. Вы в связке с парусом, он - флюгер, вы - балансир оного, вместе вы вращаетесь вокруг воображаемой оси - вертикальной и проходящей через степс. Вы не мешаете ему вращаться, если хочет, переступая по окружности и сохраняя свое положение относительно паруса. На положение доски при этом внимания не обращайте. Итак, положение дрейф - это:
- Пятки вместе, носки врозь, степс между ног;
- Колени и локти полусогнуты;
- Спина прямая!!!
- Руки на гике, с двух сторон от мачты, максимально близко к мачте;
- Балансируете парусом, пользуясь полусогнутыми руками, с целью не упасть.
Если вы все сделали правильно, то доска сама будет стремиться сохранить положение перпендикулярное ветру.





www.sportbazar.ru
08-09-2006
Водный спорт

Итак, нужно было создавать команду. Из тех тренеров, что работали в сборной СССР раньше, далеко не все устраивали меня, да и я вовсе не каждому пришелся по душе... Давным-давно, когда я еще учился в пятом классе суворовского училища, на уроке географии произошел у нас такой случай. Учительница рассказывает нам о животном мире Африки и, дойдя до носорога, говорит: - Если уж носорог побежал - ни остановить его, ни заставить свернуть с дороги не...
[23:55   06-11-2007]

Обсудить статью (комментариев - 0)По окончании чемпионата Европы, прошедшего в минувший уик-энд в польской Познани, с уст тренеров и специалистов не сходило название города над Бугом. Все наслышаны о реконструированном брестском канале, всем интересно увидеть спортивный объект своими глазами. Такая возможность представится уже через два года — стараниями наших полпредов в международном календаре Брест занял достойное место. Пограничный город...
[21:19   27-09-2007]

Обсудить статью (комментариев - 0)Как обычно, белорусскую академическую греблю вытянули на своих плечах женщины. Олимпийский канал в Мюнхене подарил нам чемпионок мира в двух классах судов: в одиночке вновь не было равных Екатерине Карстен, а в двойке распашной феерическую победу одержали Юлия Бичик и Наталья Гелах. От распавшегося было дуэта, который только пару месяцев назад вновь стал экипажем, никто не ждал подвигов. Перед бронзовыми пр...
[23:55   04-09-2007]